В свете всего сказанного и упомянутый ранее "удар в
пол-руки" выглядит сомнительным. Вообще, восстанавливать особенности
единоборства по таким источникам можно лишь с огромной степенью
неопределенности. Иногда может случайно получиться результат, близкий
конкретному приему древней Руси, но поди угадай, в каком именно случае...
А ведь сохранившихся летописей не так уж много, все они
достаточно хорошо изучены, да и стиль изложения везде схож. Но будь подобные
описания в сто раз конкретнее - все равно! У японских и китайских мастеров
хранились специальные пергаменты, не просто словесно-описательные, но и
сопровождавшиеся подробнейшими рисунками приемов. Однако даже такой документ,
специально созданный для обучения бою (а у летописцев ведь были совсем другие
цели) является почти мертвым без указаний наставника.
Чуть утрируя ситуацию, можно сказать: воссоздать древнюю
систему боевого искусства по подобному документу не легче, чем научиться играть
на скрипке, изучая фотографии рук скрипача. А уж восстанавливать ее по летописи
- все равно, что учиться играть, читая описание этих фотографий...
В этом смысле особенно умиляет пример Белова-Селидора,
который, не найдя должной информации в летописях, обратился к фольклору! И
теперь "ничтоже сумняшеся" реконструирует, например, технику боя Ильи Муромца
против Идолища Поганого! Интересно, а Змею Горынычу он подражать не пробовал?
Тогда, пожалуй, в имитацию вооруженного поединка (все школы "русского стиля"
практикуют бой с применением древнего оружия и доспехов, по крайней мере, так,
как они все это представляют) следует ввести еще один элемент: с булавой -
против огнемета. А лучше, против двенадцати огнеметов, семи, или в крайнем
случае трех: менее чем трехголовым Горыныч не бывал.
Используя фольклорную аргументацию, Белов, разумеется,
обнаруживает на Руси и берсеркеров (в его трактовке - "боросеков") и даже
рыцарей (трактовка Белова - "рыкарь": воин, рычащий от ярости). Дальше - больше.
Уже оказывается, что изредка встречающаяся в фольклоре (и еще реже - в
летописях) фраза "рассече на полы" якобы означает не рассечение мечом, а
разрывание пополам голыми руками; а упоминание о том, что какой-то воевода
"сдержал" натиск печенегов, нам предлагают понимать в том смысле, будто он
действительно отразил нашествие единолично.[3]
(Летописцы, как и авторы рыцарских романов, иногда
"забывали" о мелочи вроде многотысячного отряда, во главе которого стоял их
герой, именитый воин. Но если уж такого героя называют воеводой - значит, он
ведет войско... При этом, конечно, сам воевода, рыцарь, конунг, фений вполне
может быть лучшим бойцом в данном войске).
Собственно, почему бы Руси не иметь "рычащих
воинов-зверей", раз уж чуть ли не все цивилизации в начале своей истории их
имели? Возражение вызывают только два тезиса:
Утверждение о существовании "школ". Очень и очень редко
"звериный" экстаз становится конструктивным (хотя результативным он бывает
всегда). Скандинавское берсеркерство - одно из редчайших исключений, но даже
оно, и даже в сплаве с рыцарской идеей, породило лишь подобие школ, окончательно
развившихся много позже. Пробуждая боевой дух, требуя серьезной тренированности,
"зверство" обычно не допускает систематизации.
Положительная оценка "воинов-зверей". В подавляющем
большинстве случаев это - не то явление, которое приводит в восторг даже их
соплеменников (хотя тем приходится считаться с этой категорией воинов). А уж
рассматривать их как защитников родной земли просто неисторично.[4]
Впрочем, восторженная оценка не мешает сегодняшним
нео-язычникам для подкрепления своих доводов прибегать к описанию аналогов
поведения... у современных зэков. Хотя вряд ли кто из нынешних уголовников был
посажен столь давно, что застал еще времена язычества.
Другой источник сведений, из которого якобы черпают
информацию сторонники русского единоборства - это приемы, "подсмотренные" во
время экспедиций по России. Остается только поверить им на слово: почему-то все
эти приемы подозрительно напоминают японо-китайские разработки. Да и как
объяснить тот факт, что элементы "народного" боевого искусства абсолютно не были
замечены раньше, например в 1900-х годах, когда произошел сильнейший всплеск
интереса российской общественности к разным системам единоборства? Ведь тогда
древние школы еще не могли быть забыты столь прочно, как сейчас (спустя 80 или
90 лет), особенно если они коренились в еще не разрушенном укладе жизни народных
низов.
Вообще-то кое-что замечено было... Поклонники "русского
стиля" обычно ссылаются на писателя и журналиста В.А.Гиляровского (1853-1935),
который еще в юности проявил немалые познания в боевом искусстве: удары, болевые
захваты и броски, приемы обезоруживания. Позже Владимир Алексеевич основал при
московском клубе гимнастики фехтовальную школу, где применялась не спортивная
шпага, а двуручный меч. Впрочем, эта школа имела скорее сценический уклон:
театральные актеры обучались в ней грамотно имитировать положенные им по роли
поединки с оружием.
Во время своих странствий по Руси Гиляровский не раз
устраивал "матчи" с уголовной публикой, включая известных на всю страну
разбойничьих "авторитетов". Во всех случаях - и в дружеских соревнованиях, и при
защите своей жизни - победа давалась ему столь легко, что это только потверждает
известный принцип: эмпирические наработки ничего не могут поделать с
высокоразвитой школой, даже если они подкреплены опытом множества потасовок,
огромной мускульной силой и ореолом страха, сопровождающим знаменитых
разбойников.
(Это, кстати, еще один довод против языческой древности
"уголовного ушу". Правда, при наличии в пределах досягаемости развитых систем
единоборства воровская среда способна освоить их, с точки зрения не только
техники, но и "духа", быстрее и лучше, чем цивильная публика. Что и произошло в
последние десятилетия. К тому же это МАСТЕРУ разбойники противостоять не могли.
А достаточно ценными навыками прикладной рукопашной схватки они, как и их
европейские и азиатские "коллеги", конечно, владели).
Но сам Гиляровский не скрывал, что боевые навыки он получил
от беглого матроса, жившего у них в деревне. Прозвище его было Китаев, так как
долгие годы он провел... в Японии, где и обучился приемам, позволявшим ему в
одиночку одолевать десяток деревенских мужиков (среди которых, между прочим,
были мастера стеночного боя). Кроме того, Китаев в бытность свою матросом, как и
многие другие моряки, хорошо освоил европейский бокс именно в боевом варианте.
Кстати, в другом месте своих воспоминаний Гиляровский упоминает, что тот же
Китаев обучил его "...некоторым невиданным тогда приемам, происхождение которых
я постиг десятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу". Выходит, он и
самостоятельно джиу-джитсу изучал (равно как и бокс)... Да и он ли один?[5]
Так что, быть может, основатели скобаря и бузы не только
обманывают, но и сами обманываются. Не у одного Гиляровского был "дядька Китаев"
- и к 1860-м и тем более к 1980-м, когда был обнародован русский стиль.
Собственной школы такие люди, как правило, не создавали, но какие-то осколки их
мастерства передавались потомкам в виде отдельных приемов и даже целых
комплексов. Происхождение их вскоре забывалось, и вот результат: коль скоро
приемы демонстрируют деревенские старики, то не возникает сомнений в
"исконности".[6]
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/statyi/rus1.html