Ката северного стиля обладали движениями широкого
размаха с больших количеством техник прыжков. Дистанция боя (Ма-ай) между
противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и
казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными,
когда выполнялись умело. Ката Цуки-но - это типичный пример ката северного
влияния.
Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и Томари-то,
три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких друг к другу, и
поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко,
но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех
же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката
принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы,
причем название ката обычно отличались.
В ранние годы, Мас Ояма имел возможность
тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в
Корее. Поэтому Киокушин-рю - это уникальное слияние обеих школ, что и
демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.
Каратист Киокушин-рю свободно дерется и на малой,
и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в
близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти
вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются
традиции классического искусства каратэ.
В соответствии с источником влияния, ката
Киокушин могут быть сгруппированы следующим образом:
- Наха-те - самое сильное южное влияние: Санчин,
Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
- Шури-те - самое сильное северное влияние:
Цукино Ката, Канку (Кусянку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо).
Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в
той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых
случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с
сильным южным влиянием, было разработано Мас Оямой. Янцу - это ката, которое
часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кемпо. В
прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были
сокращены.
По отношению к многочисленным ката, которые
перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин
должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого
практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый
должен искать эти применения техник ката. Еще до сравнительно недавнего времени,
требования к экзамену на 5-й дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан
в Годзю-рю), это ката происхождения Шири-те, Название Хангецу означает “пол
луны” или “полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или
ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в додже Ояма .
Найканчин - это прекрасные ката, включающие красивые и очень практические важные
для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и шотокан
и Годзю, все еще практикуют ката Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан
(северного влияния), перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы главным образом
для новичков; более продвинутые ката Кекусин пришли главным образом из
источников Южного влияния.
1. Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши
столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с
основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный слить) не практиковалось,
было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в
выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом,
Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их
соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения
обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901
года.
2. Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным
образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том,
что скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как
имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний
концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее,
эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя
Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его
раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.