|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Ху Минъюэ Мой взгляд на принципы тайцзицюань. Часть 46.О "тринадцати способах" в целом["Тринадцать
способов" (шисань ши) - так иногда называют тайцзицюань. Число тринадцать
указывает на пять первоэлементов и восемь триграмм, которые традиционно
использовались при характеристике пяти "ножных способов" и восьми "ручных
способов" соответственно. Встречается неверное понимание термина шисань ши как
"тринадцать положений тела (поз)". - Прим. ред.] "Тринадцать
способов" тайцзицюань включают: "отражение", "откатывание", "нажатие",
"толкание", "протискивание", "расщепление", "локтение" (удар локтем), "опирание",
"наступление", "отступление", "смотрение влево", "взор вправо", "устойчивость".
Все приемы и позы тайцзицюань содержат те или иные "способы", и главная цель —
выполнение комплексов и упражнений "толкание руками" — заключается в овладении
"тринадцатью способами". В связи с этим чрезвычайно важным является правильное
понимание того, что они из себя представляют. Принято считать, что первые восемь
"способов" относятся к движениям рук, а остальные пять — к движениям ног.
Поэтому говорят: "Руки несут восемь триграмм, ноги идут по "пяти
первоэлементам"". По нашему мнению, "смотрение влево" и "взор вправо" следует
рассматривать как "движения" глаз, а "центральную устойчивость" — как "движения"
тела.
Следует отметить,
что «опирание» может осуществляться не только руками, но и бедром, коленом и
ягодицами. Что же касается "откатывания", то это движение зачастую трактуют
неправильно. Например, во время отработки упражнения "шесть блокировок, четыре
запирания" школы Чэнь обычно левая рука выполняет "обратное вытягивание" до
уровня глаз, а правая рука, "поддерживающая" левый локоть соперника,
перемещается влево рядом с левой рукой. Это неверно. Правильнее было бы левой
рукой, "прилипшей" к талии, выполнить "прямое вытягивание" внутрь, а правой
рукой, расслабленной в плече, и локтем выполнить "прямым вытягиванием"
обрушивающий удар вниз наружу так, чтобы участком кисти между ладонью и
запястьем "попасть" в верхнюю внешнюю часть локтевого сустава левой руки
соперника, обращая внимание на то, чтобы локоть (не кисть) был вобран. 7."Знак (монада) великого предела" и тайцзицюаньДля того чтобы
понять, какая же внутренняя связь существует между тайцзицюань и "знаком
великого предела", взгляните на три нижеследующих рисунка (А, Б, В).
Все три рисунка
объединяет следующее. а)Везде
присутствует черное и белое поле, следовательно, тайцзицюань нельзя считать
"мягким" видом кулачного боя "чистого инь", точно так же как его нельзя считать
"жестким" ("твердым") видом кулачного боя "чистого ян". В тайцзицюань
присутствуют и "мягкость", и "жесткость", дополняющие друг друга. Второй вывод
заключается в том, что ошибочно считать "медленность" и "мягкость" особенностями
тайцзицюань. Конечно, на начальном этапе упражнения должны выполняться как можно
медленнее, с тем, чтобы добиться максимальной правильности движений, научиться
полностью расслабляться. Но "медленность" — не есть цель занятий, а всего лишь
метод. При другом понимании "медленности" невозможно объяснить, например, такую
формулировку: "медленно нанести быстрый удар". б) Площади белого
поля и черного поля равны. Это соответствует
принципу "равновесия" в тайцзицюань и обозначает баланс между "наполненностью" и
"пустотой", "мягкостью" и "жесткостью", "быстротой" и "медленностью", что хорошо
иллюстрирует следующая поговорка: "Пять инь и пять ян творят чудеса". в) Граница между
белыми и черными полями обозначена плавной извилистой линией. Это отражает ряд
характерных черт тайцзицюань, а именно: "смягчение", "непрерывность вытягивания
нити", "недопустимость выпуклостей" и "впадин". г) Черные и белые
поля постоянно совершают объемное спиралевидное движение. Это символизирует
еще один принцип тайцзицюань, согласно которому все движения должны плавно
переходить одно в другое, подобно нити, вытягивающейся из шелкового кокона, а
весь комплекс — выполняться на одном дыхании, "подобно могучей реке, которая
бурлит, не зная покоя", "тело прервало (движение) — мысль не прерывает, мысль
прервала — дух продолжает". д) Невозможно с
помощью прямой линии, проходящей через центр, разделить круг на чистое инь и
чистое ян. Эта
закономерность демонстрирует тесное сплетение и неразделимость инь и ян,
"пустоты" и "наполненности", "жесткости" и "мягкости", "квадратности" и
"округлости", "быстроты" и "медленности" в тайцзицюань. Исходя из этого, следует
считать неточной формулировку "четко разделять на пустотность и наполненность".
Ее надо понимать следующим образом: в каждом месте должно быть определенное
сочетание "пустотности" и "наполненности", "жесткости" и "мягкости" и т.д. Рисунок Б
отражает рождение "великого предела" из "беспредельности". Рисунок В
иллюстрирует представление о том, что инь, достигая своего предела, неизбежно
переходит в ян и, наоборот, ян, достигая своего предела, переходит в инь; инь и
ян "поддерживают" друг друга. Опираясь на "знак великого предела", можно было бы
прокомментировать еще целый ряд вопросов, связанных с тайцзицюань, но рамки
данной статьи не позволяют этого сделать. 8. Перемещение центра тяжестиВопрос
перемещения центра тяжести всегда был в фокусе внимания занимающихся цигун.
Многие полагают, что при переходе от одной позы к другой следует полностью
переносить центр тяжести на одну ногу и лишь затем выдвигать свободную, соблюдая
тем самым принцип "разделения пустотности и наполненности". Если осуществлять
перенос центра тяжести, как описано выше, то это, во-первых, вступает в
противоречие с принципом тайцзицюань "инь не покидает ян, ян не покидает инь,
инь и ян поддерживают друг друга"; во-вторых, противоречит принципу "двигаться
по спирали"; в-третьих, приводит к возникновению двух центров тяжести, в
результате чего теряется подвиж- ность; в-четвертых, нарушает метод "вытягивания
нити", поскольку приводит к прямому перемещению тела вперед, назад, влево и
вправо; и, в-пятых, дает преимущество сопернику, так как теряется боевой
характер движения. Поэтому учитель Цзян Цзяцзюнь постоянно подчеркивал, что
"центральную устойчивость" надо почувствовать сердцем. Тайцзицюань
требует не только знаний, но, что еще важнее, — действий. Только органическое
сочетание знаний и действий является предпосылкой повышения мастерства, залогом
овладения секретами тайцзицюань. Оптимальный путь к этому лежит через
кропотливую работу ума и упорные тренировки. Перевод С.
Сергеева |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|