|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Взгляд на Шаолинь извне Часть 4 «Мягкие» и «внутренние» методы считаются более сложными,
чем «внешние» и «жесткие». Например, искусством разбивания твердых поверхностей
- камней, черепицы, костей животных - монах может овладевать два-три года, а вот
на ряд разделов «внутреннего искусства» отводится до десяти лет. «Жесткие»
методы сравнительно просты, хотя их освоение и требует немало времени. Например,
для овладения таким необычным приемом шаолиньской школы, как мощный толчок
спиной, необходимо в течение двух лет ежедневно наносить особым образом удары в
каменную стену. Для отработки сильного удара ребром ладони, который позволяет
усэнам даже раскалывать камни, использовалась методика «Ладонь бодхисаттвы
Гуаньинь» - многократные удары в брусочек ясеня, а затем и в камень по
полтора-два часа в день в течение года. Для укрепления предплечий, которыми не
только ставились блоки, но и наносились удары, использовалась весьма
утомительная, но эффективная методика «парный замок»: боец бил предплечьем о
предплечье до появления легкой боли ежедневно в течение трех лет, параллельно
втирая в руки укрепляющие бальзамы, состав которых держался в секрете. Огромное
внимание в подготовке монахов на ранних этапах уделяется физической подготовке.
Например, утренние тренировки обычно проходят не в монастыре, а в горах. После
тренировки молодые монахи спускаются по лестнице ползком в горизонтальном
положении, опираясь на руки и пальцы ног, что называется «ползущая змея». До сих
пор для тренировки используются традиционные китайские гантели - «каменные
замки» (шисо), по форме напоминающие древние медные замки на воротах. Начальный
вес «замков» составляет около десяти килограмм, постепенно он увеличивается до
35-40 кг. По некоторым рассказам, в давние времена лодочники из буддийских сект,
проводившие большую часть жизни на воде, использовали в качестве оружия доски. К
ним стали прикреплять ручки и эти предметы называли «деревянными замками», а
позже им на смену пришли и каменные. Некоторые шаолиньские монахи могут
удерживать 150-килограммовый «замок», подставив снизу пальцы. Для развития силы
монахи специально ходят с тяжелыми коваными посохами или надевают обувь на
тяжелой деревянной подошве вместо обычных матерчатых тапочек, подбитых кожей.
Создание многочисленных методик, называемых «72 искусства Шаолиня»,
приписывается Цзюэюаню, хотя фактически они сформировались лишь в XVIII в. 26 из
них относятся к «мягкому» разделу и способствуют «внутреннему укреплению»,
остальные объединены в «жесткий» раздел. «Мягкие» упражнения способствуют
развитию зоркости и тонкости слуха («упражнения архатов»), обретению способности
лазать по абсолютно гладкой стене («тигр, путешествующий по стене»), учат
передвигаться по замысловатой траектории по вбитым в землю столбикам без потери
равновесия («столбы сливы мэйхуа»). Особые упражнения «размягчения костей» в
короткий срок развивают блестящую гибкость и растяжку. Упражнение «сила орлиных
когтей» вырабатывает удивительную цепкость, необходимую в искусстве заломов и
болевых захватов - циньна: бойцы носят на вытянутых руках кувшины, наполненные
водой, захватив их пальцами за горлышко, причем вес кувшина доходит до 20 кг.
«Упражнения архата» (лохань гун), заключающиеся в специальном массаже лица и
тела, улучшают зрение, быстро снимают утомление, повышают внимание. Еще одно
упражнение, «ладонь яркого света», способствует отработке резкого выброса
«внутреннего усилия» на расстояние: боец ставит перед собой зажженную свечу и с
дистанции метра-полутора учится гасить ее потоком воздуха от удара. Некоторые
умельцы могут гасить пламя на расстоянии восьми шагов. В «мягкий» раздел
тренировки также входят медитативные и дыхательные упражнения, методики массажа,
составления и использования бальзамов из многочисленных компонентов: мяты,
эвкалипта, гвоздики, березовой и сосновой коры, сосновых иголок, вытяжки из
лепестков пионов и роз, свиной крови и много другого. Отрабатывая упражнения из
«жесткого» раздела «72 методов» шаолиньские бойцы тренируются на мешках с песком
и галькой, развешивая их в самом замысловатом порядке, причем удары наносятся не
только руками и ногами, но и головой, пальцами, плечами и даже ягодицами.
Укрепляя тело и делая его нечувствительным к ударам, монахи, предварительно
натеревшись особыми бальзамами, наносят сами себе удары тяжелыми палками или
каменными молоточками. В руках шаолиньских усэнов можно было увидеть не только
холодное оружие, но и тугой лук, причем он оставался единственным стрелковым
оружием монахов даже в эпоху распространения огнестрельного оружия в начале ХХ
в. Шаолиньские бойцы принципиально не хотели брать в руки кремневые ружья,
считая это «нарушением истинной традиции». Существовало, правда, и более простое
объяснение: достать ружья было крайне сложно, да и стоили они дорого. Зато
монахи-лучники уже в XVI-XV вв. считались непревзойденными стрелками. Как и
многие другие виды боевой шаолиньской практики, стрельба из лука сопровождалась
рядом подготовительных психорегулирующих упражнений. Считалось, что лишь один из
пяти стрелков способен стать истинным мастером. Известный шаолиньский стрелок
Сэндэ (XVIII в.) регулярно перед стрельбой занимался трехчасовой медитацией и
лишь затем брался за лук, попадая в середину самых тонких веточек на дереве и
раскалывая их пополам. Постепенно Сэндэ уменьшал время медитации, при этом
стараясь сохранить полной покой сознания. В конце концов, даже пуская стрелы с
разгоряченной лошади, он пребывал в полном умиротворении и стрела неизменно била
в цель. С наступлением новой эпохи монахи сумели овладеть и огнестрельным
оружием. Например, в 20-х годах они защищали свой монастырь и жителей уезда
Дэнфэн, для чего им пришлось участвовать в столкновениях отрядов местных военных
лидеров. В 1925-1926 гг. был сформирован специальный «отряд защиты спокойствия»
(баоаньтуань), который возглавил старший монах Хэнлинь. Монахи безболезненно
сменили буддийскую рясу на практичную форму защитного цвета, взяли в руки
винтовки и пистолеты, оседлали лошадей и долгое время «защищали справедливость»
в уезде. С того времени до нас дошли интересные фотографии: монахи, одетые в
военную форму, с винтовками на плечах, стоят в главном дворе Шаолиньсы, готовясь
выступить в поход. Как и в любом стиле ушу, отработка комплексов-таолу занимает
важное место в тренировке монахов, хотя, как уже говорилось, по своей значимости
она уступает «72 искусствам Шаолиня». Несмотря на колоссальное количество таолу,
которое знает шаолиньская традиция, все обучение начинается с одних и тех же
базовых комплексов: сяохунцюань («Малый красный кулак»), состоящий из двух
частей, дахунцюань («Большой красный кулак») из трех частей, лоханьцюань («Кулак
архатов») из трехчастей, тунбэйцюань («Проникающие удары») из двух частей,
гунфуцюань и т.д. Этот канон обучения был установлен около двух столетий назад и
остается неизменным по сей день. В дальнейшем изучение технического арсенала
зависит от конкретного наставника. В частности, некоторые специализируются на
классическом разделе «Пяти животных», другие на направлении «Кулак шести
соответствий» и т.д. На средних и высших этапах тренировки большое место
занимает работа с различными типами оружия. Традиционно считается, что монах
обязан владеть 18 видами оружия. Обучение всегда начинают с отработки боя с
палкой («монашеским посохом») и изогнутым мечом-дао, которые зовутся
«властителями длинного и короткого [оружия]». Затем в обязательном порядке
изучаются комплексы и способы боя с алебардой (пудао), копьем (цян). Из радела
гибкого оружия обязательно осваивают трехзвенный цеп (саньцзе гунь),
девятизвенная цепь, «молот-метеорит» и шаолиньский кнут - длинная кожаная плеть,
которой погоняли скот. В классику шаолиньского оружия также входят парные топоры
(шуан фу), длинные парные крюки (шуан гоу), сельскохозяйственные серпы (цао лянь),
боевые заточенные кольца разной конфигурации, короткие и длинные парные ножи,
двухзвенная цепь (шуанцзе гунь), костыли, небольшая тросточка и т.д.
Классическим комплексом аолиньского боя с палкой является иньшоугунь - «палка
темной (или тайной) руки», с мечом-цзянь - дамоцзянь (Меч Бодхидхармы). Отдельно
изучается «темное», или «тайное оружие» (аньци) - по сути бой, с любыми
предметами, которые могут попасть под руку: палочками для еды, соломенной
корзинкой, мокрой тряпкой, мухобойкой, тапками, монашеским поясом и многим
другим. Сегодня найдется не много монахов, которые бы в полной мере владели
всеми этими искусствами в сочетании с «внутренней работой» и другими шаолиньским
дисциплинами. Это прежде всего «учителя Дхармы», представители 30-го поколения
шаолиньских последователей Дэцянь и Дэян, представитель 32-го поколения Синъюй |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|