|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Взгляд на Шаолинь извне Часть 2Становление монаха-бойца. В Шаолиньсы сложился удивительный
психологический климат, во многом обусловленный чаньской направленностью
монастыря. Здесь следует подчеркнуть, что Шаолиньсы прежде всего был именно
чань-буддийским монастырем и лишь затем - центром боевых искусств.
Следовательно, изучению буддизма и молитвам как в древности, так и сегодня
уделяется значительно больше времени. Взаимоотношения учителей и молодых
послушников воспроизводили семейные связи: мастера, как отцы, «порождали» своих
учеников. Знаменитый шаолиньский патриарх Чжэньцзюнь (1865-1935), не только
прославившийся великолепным мастерством в ушу, но и воспитавший немало монахов,
так описывал характер взаимоотношений в монашеской среде: «Самого неприметного
старца в Поднебесной назову моим родителем, равный по возрасту станет мне
братом, младших же буду считать своими детьми. Откуда же тогда взяться насилию?»
Возраст монахов никогда не ограничивался, часто в послушники шли те, чьи семьи
были разорены или погибли в результате набегов, пожаров, разливов рек. Не
удивительно, что именно те, кто попадал в монастырь еще детьми, достигали
наибольших успехов. Приведем несколько примеров прославившихся. В XV в.
16-летний юноша принял постриг и взял монашеское имя Чжиинь. С того времени он
начал изучать шаолиньский цигун, методы владения прямым мечом и даже хитроумное
искусство боя в положении лежа (дитан гунфу). Чжиинь обрел такое мастерство, что
без труда катал по земле ногой тяжелый камень, будто это был тряпичный мячик,
ломал ударом ноги толстые деревья, вбивал ногой в землю столбы, а от его
подсечки валилось на землю сразу несколько человек. Одно время Чжиинь был даже
старшим наставником Шаолиньсы по ушу. Другой не менее знаменитый боец того
времени, Цзыань, пришел в Шаолинь, когда ему было лишь восемь лет. Его ученик
Цзюэсюнь одел рясу в 13 лет и вскоре стал лучшим бойцом с мечом-дао, знатоком
воздействия на болевые точки и системы болевых захватов. При этом Цзюэсюнь
считал, что монах вначале должен изучать «гражданские» (вэнь) дисциплины и лишь
затем приступать к боевому искусству. Он так наставлял учеников: «Тому, кто
изучал гражданские дисциплины, легко понять смысл сутр и таким образом стать
умудренным в писаниях. Сохраняющий сутры и изучающий буддизм должен также
укреплять свое тело и более всего уделять внимание боевым искусствам. Боевые
искусства позволяют защитить себя, отстоять монастырь, оберечь буддийскую
Дхарму, отстоять добродетель и защитить государство». Именно в таком порядке -
сначала буддийское учение, а затем ушу как способ очищения сознания и укрепления
тела - и шло обучение в Шаолиньсы. Традиция воспитания детей-монахов и создания
специальных детских групп окончательно сформировалась к XVII в. Из таких групп
вышли многие шаолиньские знаменитости. Например, монах Шужань пришел в монастырь
семи лет от роду, покинув разорившуюся семью. Он тренировался по ночам, потому
что дни были заняты изучением канонов, и вскоре стал лучшим знатоком 18 видов
оружия в монастыре. Шужань весь год ходил с утяжелителями на ногах, овладевая
искусством облегчения веса тела, прыгал из ямы в яму, запрыгивал на высокие
столбы. Через двадцать лет его называли «истинно овладевшим гунфу». Другой
знаменитый мастер, Шуцин, попал в монастырь в шесть лет и считался лучшим
знатоком более чем 90 комплексов с оружием, непревзойденным в истории Шаолиня
бойцом с серпами и мастером воздействия на болевые точки. Про него рассказывали,
что Шуцин «обладал абсолютной техникой удара пальцем, его тычок пальцами
проделывал отверстие», а ударами «железных» локтей этот монах крошил в песок
камни. Для детей-послушников была создана специальная программа обучения,
которая активно практикуется до сих пор. Так родилось «Искусство ребенка» (тунцзя
гун) - необычайно сложный и полезный комплекс, состоящий из 16 основных
упражнений. Он вобрал в себя немало позиций из древних «18 рук архатов»,
развивал гибкость, равновесие, приучал к контролю дыхания, устойчивости стоек и
быстроте передвижений. Этим комплексом можно овладеть, лишь начав изучать его в
детстве, ибо в зрелом возрасте многие упражнения, в частности, развивающие
гибкость и равновесие, уже не доступны. Первые позиции - сидя и стоя со
сложенными перед грудью руками предназначаются для медитации, концентрации
внимания и регулирования дыхания перед более сложными упражнениями. Упражнение
«ударить ногой в Небо» предусматривает стойку на одной ноге, другую ногу следует
подтянуть к голове и полностью выпрямить, так чтобы стопа была обращена вверх.
Другое упражнение, «чаньское искусство двух пальцев», заключается в стойке на
одной руке на двух пальцах. Существовало еще более сложное упражнение - стойка
на голове с ладонями, прижатыми к бедрам. Это требует не только великолепного
чувства равновесия, но и владения навыками нэйгун, потому что посредством
исключительно физической силы такую позицию принять невозможно, особенно в
детском возрасте. Занимаясь «Искусством ребенка», юные монахи учатся раскалывать
камни ударом, сидеть на шпагате, удерживать равновесие в сложных позициях на
одной ноге и многому другому. Все это удивительное умение, однако, еще не
считается собственно шаолиньцюань, но служит лишь подготовительной стадией к
нему. История Шаолиньского монастыря знает и нескольких женщин-монахинь (нигу),
которые также считались бойцами. Причем первый такой случай - монахиня Шаолиньсы
- зафиксирован в летописях буквально через пару десятков лет после создания
монастыря. Уже с эпохи Тан появление женщин-монахинь в монастыре стало
превращаться в традицию. К X-XII в. здесь жила уже целая группа женщин. Судя по
описаниям, монахини селились в дальней части монастыря, отделенной от остальных
помещений небольшой стеной. Упоминания о женском послушания в Шаолиньсы хотя и
многочисленны, но крайне поверхностны. До конца, например, не ясно, участвовали
ли они в совместных с мужчинами ритуалах, тренировках, молитвах. Тем не менее о
некоторых монахинях известно, что они были прекрасными мастерами «внутреннего
искусства» и ушу. Считается, что первой настоящей монахиней-бойцом стала в конце
эпохи Сун, т.е. в XIII в. некая Чжи, прозванная Шаолиньской Феей. За все
последующие столетия здесь были воспитаны несколько десятков послушниц-бойцов.
Традиции женщин-бойцов в монастырской среде сохранились и по сей день. Сегодня
монахини живут не в Шаолиньском монастыре, а в «Обители первого патриарха» (Чуцзу
ань), хотя формально считаются шаолиньскими бойцами. Обитель первого патриарха
расположена в горах, чуть выше Шаолиньсы, на пути к высокогорной пещере, где
Бодхидхарма провел девять лет. По одному из местных преданий, после знаменитого
«девятилетнего созерцания стены» он сошел вниз, но поселился не в монастыре, а в
небольшом храме, огороженном стеной. С тех пор это место стало называться
«Обителью первого патриарха», а сегодня здесь размещается женский монастырь. Он
крайне мал по сравнению с грандиозным Шаолиньсы. Там живет около десятка
монахинь, некоторые из них весьма неплохо владеют ушу. Даже двор монастыря
оборудован всеми необходимыми «боевыми» атрибутами - насыпными мешками для
отработки ударов и каменными гантелями. |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|