|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Кэн-до (часть IV)
В обыденной обстановке в случае ссоры
гордый и заносчивый самурай, сочтя себя обиженным, моментально обращал свой меч
против обидчика. Яй применялось также в решающие моменты многочисленных в то
время заговоров, когда самураи выхватывали свои мечи и начинали схватку сидя,
так как подъём с места мог занять больше времени и привести к потере
внезапности. Легенда приписывает изобретение яй-дзюцу
жившему в XVII в Ходзё Дзинсукэ, основателю школы Син Мусо Хаясидзакэ-рю. Мечтая
отомстить убийце своего отца, Ходзё долго бился над решением вопроса, как
застать противника врасплох, не прибегая к подлому убийству из-за угла. В конце
концов он понял, что необходимо научиться в мгновение ока обнажать клинок и
разить врага, будучи, казалось бы, в самом невыгодном положении. Замысел удался,
и отец Ходзё был отмщён, а сокровищница воинских искусств обогатилась новым
ценным приобретением. С течением времени более четырёхсот школ
яй-дзюцу вносили свои модификации в теорию и практику этого направления. Можно
предположить, что и до XVII в существовали аналогичные дисциплины в рамках
фехтовальных клановых школ. Тем не менее все они объединялись общими
требованиями - быстрота, неожиданность, чёткость исполнения. В яй-дзюцу весь
расчёт строится на одном, от силы двух ударах. Сидя на коленях, боец должен
молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч и атаковать. При этом он
может привстать на одно колено либо резко подпрыгнуть с колен вверх и нанести
удар в прыжке. Скорость должна быть такая, чтобы противник не успел опомниться и
уклониться в сторону. Соответственно соревнование между мастерами яй-дзюцу шло
на упреждение - кто первый - и напоминало классические эпизоды из ковбойских
фильмов, где побеждает тот, кто раньше успел рвануть кольт из кобуры.
Разумеется, такого рода искусство требовало высокой физической, психической и
духовной подготовки.
Хотя
большинство наставников подчёркивали оборонительный характер яй-дзюцу и уделяли
много внимания ментальному тренингу, в ряде школ оттачивались изощрённые приёмы
нападения. Такие мастера, как Мидзуно Масакацу, открыто заявляли, что цель их
искусства - нанесение первого, упреждающего удара, который не оставляет шансов
противнику. "Разить прежде, чем поразят тебя" - таков был их лозунг, может быть,
больше отвечавший насущным потребностям самурая, чем благие призывы дзенских
патриархов. Впоследствии, в период Эдо, яй становится
уже просто аттракционом (яйнуки), проводимым во время праздников, или средством
для привлечения народа при распродаже лекарств, зубного порошка и т.д. к месту
торговли. Обычно это представление исполнялось на перекрёстках дорог, где
сражающиеся сидели на деревянной мостовой. Смысл аттракциона заключался в том,
что после молниеносного проведения приёма оружие с такой же быстротой
вставлялось обратно в ножны. Для яйнуки приглашали наиболее искусных
фехтовальщиков (обычно ронинов), потому что фехтование в сидячем положении
требовало особой степени мастерства. Сидячий фехтовальщик не имел такой
возможности для передвижения и манёвра, как кэндоист, стоящий на ногах, поэтому
он должен был обладать исключительной реакцией, развитой координацией движений,
превосходно знать технику кэндо.
После прекращения войн и с постепенным
введением огнестрельного оружия кэндо начало терять практическое значение.
Однако до 1876 г. (года отмены права на ношение самураями мечей) два меча
продолжали оставаться знаком отличия и привилегией самурая. Буси продолжали
пускать своё оружие в ход при самозащите, нападении, во время бесчисленных
поединков, вследствие чего продолжало жить и искусство фехтования. Но тренировки
кэндо в кланах феодалов приобрели уже скорее спортивный характер, нежели
военный. Это обусловило со временем создание защитного снаряжения, которое
делало кэндо менее опасным. Для защиты лица стала применяться маска (кана-мэн,
или просто мэн), изготовленная из металла или бамбука, шею и грудь прикрывал
металлический панцирь (кана-до, или до), на руки надевались специальные рукавицы
(котэ). Подобное снаряжение продолжает существовать у кэндоистов и по сей день.
Впоследствии
были установлены особые правила, разрешавшие удары только по защищённым участкам
тела; попадание по другим участкам туловища не засчитывалось тренерами и судьями
кэндо. Нововведения распространились также и на боевой меч; он был заменён
деревянным (бокуто) или бамбуковым (синай; такэмицу), более лёгким мечом,
состоящим из пяти соединённых вместе бамбуковых стержней. Фехтование же боевыми
мечами (синкэн-сёбу) разрешалось только мастерам высокого класса. После ликвидации самурайства как сословия
кэндо сохранилось, причём стало доступным не только привилегированным слоям
японского общества, но и лицам, входившим до революции в число низших сословий.
Занятия кэндо получили распространение почти во всех общеобразовательных и
высших школах, иногда даже считаясь обязательными. В настоящее время кэндо является
национальным видом спорта Японии, которым могут заниматься как мужчины, так и
женщины. Наиболее известной школой кэндо считается сейчас школа синторю. Что
касается ритуала и правил фехтования, то они дошли до нашего времени почти в
неизменном виде.
http://aikidoka.ru/way/jutsu/kendo4.shtml |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|