В воскресенье на берегу Свияги под Всесвятским храмом
собралось несколько десятков человек, чтобы продолжить местную народную традицию
побузить, то есть, проще говоря, от души подраться.
От язычества к православию
- Буза - это исконно православный вид боевого искусства, -
рассказывает Павел Сокирко, руководитель ульяновской школы рукопашного боя
«Буза», существующей при Симбирском отделении Международного фонда славянской
письменности и культуры.
До бузы много лет занимался славяно-горецкой борьбой в
известной местной дружине «Рысь». А потом познакомился с ребятами из Твери, они
возрождали вид борьбы, названный ими бузой.
- «Буза» - условное название, - объясняет дальше Сокирко, -
в разных регионах - разные названия. Само слово «буза» тоже имеет много
значений. Это и пиво, и оружие, и, конечно же, драка.
Перед началом каждого обучающего занятия читается молитва,
после - тоже молитва. Павел и сам начал ходить в церковь.
Объединили князей и крестьян
Восстанавливать бузу в конце прошлого века начали в Твери
под руководством Григория Базлова.
Он с товарищами изучал местные традиции боевых искусств и
обнаружил, что еще до середины ХХ века в сельских районах существовали артели
кулачных бойцов. Базлов разыскивал стариков, помнящих боевые традиции, и у них
учился драться.
Кроме народных бойцовских традиций, в бузу вошла боевая
система князя Бориса Голицына. Этот наследник российского княжеского рода умер
не так давно. А до этого успел передать секрет родового княжеского стиля боя.
В итоге и получилась буза - «трезвое боевое искусство», как
называет его Павел Сокирко. Трезвое потому что в отличие от распространенного, к
примеру, фехтования все приемы бузы можно применить для самозащиты на улице.
Деревенская олимпиада
Когда буза пришла в Ульяновск, Сокирко тоже стал
интересоваться местными боевыми традициями. Оказалось, у нас, практически в
единственной в России области, до 60-70-х годов прошлого века в деревнях
сохранялась традиция масленичных боев «стенка на стенку» или «улица на улицу».
Удалось найти стариков, которые в этихбоях еще участвовали.
- Это была своеобразная «деревенская олимпиада», -
рассказывает Павел Сокирко, - убийств не было никогда, тяжелых повреждений -
тоже.
Жестко соблюдали правило «лежачих не бить». А навыки были
уникальными. Как вспоминали старики, один из замов в руководстве УАЗа любил
борцовские виды спорта. Он специально привозил в деревню на бои своих
профессиональных бойцов. Так те в стенке не могли устоять.
72-летний Петр Егорович Лысов, которого «Буза» разыскала в
селе Теньковка Карсунского района, один из профессиональных деревенских бойцов,
передавших ульяновскому бою свое мастерство. За всю жизнь он не проиграл ни
одного кулачного боя.
Сейчас в Ульяновске бузой занимается около 50ти человек.
Ежегодно в начале декабря они собираются на бой «стенка на стенку». Время боя
тоже выбрано в соответствии со старинными симбирскими традициями. Наши
крестьяне, когда ложился снег, выходили биться стенками до первой крови.
Согласно поверью, надо было окропить снег, чтобы озимые были хорошими.
Отсутствие снега в прошедшее воскресенье ульяновским
любителям рукопашного боя не помешало. Проводили все в соответствии с
традициями: собрались во Всесвятской церкви, а после нее спустились на свияжский
берег.
Глядя на поведение собравшихся там людей мальчишек, парней
постарше в камуфляже, казаков в их форме - невозможно было поверить, что они
собираются драться. Казаки собрались вокруг гармониста и женщин, певших русские
народные песни - сначала стояли слушали, а потом и в пляс пустились. Но знающему
человеку уже было понятно: гармонь - непременный атрибут боя.
Драться бойцы, как и плясать, будут под музыку.
Пляс прервал звук набата - всех созвали в круг и
скомандовали отправляться на место боя. Для боя специально была выбрана площадка
- перекресток двух дорог. Какая стенка отгонит противников на их дорогу, та и
победит.
Бились до объятий
И вот до боя - минуты. Павел Сокирко строит участников по
росту - чтобы по-честному поделить по командам.
Оказывается, большинство пришедших на бой молодых людей -
зрители, биться решаются около сорока человек.
Бойцы поделены на стенки. Вперед ставят самых молодых -
мальчишекшкольников. Но до боя еще есть несколько минут - надо разогреть бойцов.
Тут-то и пригождается гармонь. Павел Сокирко берет ее в руки и заигрывает
задиристую мелодию. Тут же к нему от двух стенок выходят по нескольку бойцов.
Начинают двигаться под мелодию - то ли танцевать, то ли уже драться.
Одновременно выкрикивают боевые частушки. От такого разогрева заводится даже
толпа зрителей - начинают хлопать в такт, а мужчины переглядываются и
подталкивают друг друга - «пойдем в стенку». Бой начинаютмальчишки.
Они по команде под гармонь бросаются ряд на ряд.
После того как большинство оказывается на земле, старшие,
следящие за ходом боя, дают отмашку - остановиться. Но утихомирить мальчишек
оказывается не так просто. Наконец они расходятся. Команда старших - утереть
сопли и опять в бой. Так стенки сходятся и расходятся еще несколько раз.
После младших - очередь старших. Оказывается, их растащить
даже сложнее, чем детей. Но после нескольких столкновений стенки редеют. Бойцы
просят присоединиться к ним еще кого-нибудь из толпы. Женщина - одна из самых
активных болельщиц, певшая до этого песни - просится сама. Увидев такую отвагу,
к бойцам присоединяются осмелевшие зрители. Еще несколько столкновений, и бой
закончен - побежденная стенка пересекла отмеченную границу. Две толпы, готовые
минуту назад броситься друг на друга, слышат «любо!» - крик наблюдателей за
боем. И вместо того чтобы наносить удары, бросаются обниматься с недавними
противниками - до следующего боя.
http://www.sm-k.narod.ru/archives/2006/dec/138/20.html