Центральную площадь города, будто вымершего в теплый вечер
прошлой субботы, то и дело оглашали непривычные уху даугавпилчан странная музыка
и пение, доносившиеся из кафе с забавным названием «Улитка».
В самом кафе было тесно и шумно. Наиболее любопытная часть
местной молодежи пришла сюда, чтобы посмотреть на некое действо под названием
«капуэйра».
Причем загодя разнесся слух, что вместе с рижскими
капуэйристами в Даугавпилс приедут и настоящие бразильцы. Кто пустил эту шутку —
уже не узнать... Тем не менее, зрелище и без обещанных незнамо кем бразильцев
оказалось – преинтереснейшим.
Бросок коралловой кобры и полет птицы
Молодые люди в белых майках и брюках исполняли нечто
похожее на ритуальный танец: плавно двигались напротив друг друга, демонстрируя
некие боевые приемы, но будто понарошку — изящно нанося удары и тут же
увертываясь от своего то ли врага, то ли партнера... Примерно так выглядит
кульминационный момент в капуэйра: так называемая игра, когда капуэйристы
собираются в круг, играют на народных музыкальных инструментах, поют песни на
португальском языке (официальный язык Бразилии), а внутри круга двое исполняют
этот завораживающий воинственный танец. И только попав в этот круг, можно
понять, что такое капуэйра. Игра ведется без остановок, музыкальный ритм не
прерывается, а, пожалуй, становится все динамичнее. «Боевые» движения игроков
переплетаются и создают увлекательный и зрелищный узор: вот один из них
нападает, другой защищается и плавно уходит от удара...Чем насыщеннее и сложнее
эти движения, тем эмоциональней реакция зрителей (тех же капуэйристов, ожидающих
своей очереди встать в центре круга и поиграть в паре), что стоят, выстроившись
в круг, и поддерживают своих товарищей хлопками в ладоши и подбадривающими
выкриками. А экзотическая музыка только усиливает эффект от происходящего,
настраивает на нужный лад.
Вот такая она, загадочная Capoeira — искусство, сочетающее
танец, единоборство, акробатику, музыку и песни. Вот такая она, первая рода,
прошедшая в минувшую субботу в Даугавпилсе. Именно так — «рода» — называются
встречи, которые собирают всех, кто влюблен в это древнее искусство, пришедшее в
Европу из Бразилии и объединяющее сейчас тысячи людей по всему миру. Нет
определения слову капуэйра, и каждый капуэйрист скажет вам свое мнение по этому
вопросу. Мне нравится поэтичное определение одного из признанных мастеров
capoeira Angola по имени Паштиньи: «Это прекрасно исполненная мелодия, это полет
птицы, это бросок коралловой кобры, это вкус опасности в горле, это смех перед
лицом врага, это ненависть и надежда, это кораблик в открытом море среди
огромных волн».
Если заболел, то это всерьез и надолго
Оказалось, что в наш город приехали 24 капуэйриста из
столичного клуба Cordao de Ouro, который является своеобразным латвийским
филиалом этой школы капуэйра, которых по миру насчитывается около 30 тысяч...
Главный вдохновитель и тренер рижан Роландс Андерсонс рассказал, что капуэйра он
занимается уже много лет. Что всего через две недели в Ригу, действительно,
приедут учителя из Бразилии, чтобы провести занятия с местными капуэйристами.
Что его учитель сам живет и практикует капуйэра в Израиле. И когда рода с
участием его учеников устраивается в его родном городе, то собирается столько
людей, что игры ведутся на огромной городской площади, чтобы всем хватило
места...
Наша первая даугавпилсская рода вышла довольно скромной. Но
надо отметить, что к рижским капуэйристам примкнули и наши, даугавпилсские.
Оказалось, что вот уже месяц, как при нашем филиале РТУ существует группа
capoeira Angola, занятия проходят каждый четверг в спортивном зале. Тренер
группы Вадим рассказал, что узнал об этом искусстве лет десять назад, когда
случайно увидел фрагмент танца-боя по телевизору. А пару лет назад шел по
Лондону и вдруг услышал игру на биримбао, обернулся на его звук – и так
познакомился со своим учителем по имени Сильва, который только-только приехал в
Англию из Бразилии и собирался набирать группу капуэйра: «Как говорит мой
московский друг Имах — есть люди, которые болеют капуйэра, и есть которые просто
подхватывают простуду. Так вот я из тех, кто заболел надолго и всерьез».
Под звуки биримбао, пандейро и атабаки
И вот пришло время, когда уже сам Вадим учит других основам
капуэйра. Следовательно, любимыми инструментами для него теперь стали пандейро —
бубен, атабаки — барабаны и биримбао — своеобразный инструмент, где на палке из
бразильского дерева биримба натянута проволока-струна, по которой бьют
специальной палочкой, а звук рождается из высохшей бразильской тыквы под
названием «кобаса» (которая отличается от наших тыкв одеревеневшей кожурой). Три
звука, что рождает этот «музыкальный лук», строят основной ритм, под который и
ведут свою игру капуэйристы. «Игра в капуэйра очень миролюбива. Здесь важен
полный контроль над своими эмоциями, своим телом и сознанием. Даже случайно
ударить противника-партнера считается плохим тоном. Важен и актерский аспект —
красивая игра завораживает. Здесь идет постоянный обмен энергией между игроком и
зрителем. Причем лучше, конечно, понимать португальский язык – понимать, что
звучит во время роды, о чем поется в песнях. Ведь в них содержатся ценные
подсказки и указания, как себя вести в бою-игре. К тому же музыка в капуэйра
вдохновляет и настраивает на нужную волну. Она очень важный аспект этого
искусства. Без нее нет капуэйра!»
Великое множество «ау»
Всю технику капуэйра условно можно разбить на три уровня:
основные стойки и перемещения, стойки и перемещения на руках, перевернутые
положения, ударная техника ног и рук. Фундаментом техники капуэйра является
движение под названием «жинга». А потом исполним «негочива», «кокориньо» и «кеда
ди гинь», а потом перейдем к наиболее зрелищным в капуэйра бананейро — стойкам
на руках и на голове, где основным элементом является «ау», что в переводе на
русский язык означает — «колесо». Ау — это эффективный способ приближения или
удаления от противника, которое делает движение капуэйриста непредсказуемыми. И
этих «ау» существует великое множество... В общем, приступая к тренировкам,
следует готовиться к отжиманиям, растягиваниям, мостикам и прыжковой
акробатике... «Почему ты занялась капуйэра?»– спросила я у одной из девушек,
активной участницы боя-танца капуэйра.
— Мне стало скучно. Хотела заняться чем-то особенным.
Набрала в поисковике интернета «танец... бой...» — нашла капуйэра и рада этому
очень-очень!»
...Между тем игра роды набирала обороты, становилось все
жарче... А потом всем желающим предложили станцевать бразильскую самбу –
зажигательные ритмы и правда, равнодушными не оставляли, так и хотелось
пуститься с пляс. В какой-то момент стало так жарко, что рода переместилась из
душного зала кафе на центральную площадь. Игру продолжили там под ту же заводную
музыку, удивляя прогуливающихся даугавпилчан... Кто знает, может, кто-то из них
тоже заболеет капуэйра всерьез и надолго...
http://www.nasha.lv/article.php?id=5600765&date=5-7-2007